Поведение ребёнка имеет много общего с его возрастом и положением — что он умеет делать, что изучает, как понимает и переживает окружающий мир. Если вы знаете, чего ожидать, когда он вырастет, вы сможете дисциплинировать его так, как он может понять. Способы использования дисциплины меняются на разных ступенях развития по мере роста и созревания ребёнка.
Младенцы (до 12 месяцев)
Младенцы нуждаются в расписании в отношении питания, сна и игры или взаимодействия с другими. График помогает регулировать автономные функции и обеспечивает ощущение предсказуемости и безопасности. Младенцев не следует преувеличивать. Им должно быть позволено проявлять определённую толерантность к разочарованию и умению самоокупаться. Дисциплина не должна включать такие методы, как тайм-аут, порка или последствия.
До года младенцы не отличают правильное от неправильного и не делают «непослушные» вещи.
Его поведение продиктовано тем, что он проверяет свои силы. И что произойдёт, если он сделает какое-то действие. Ребёнку, тянущему ваши волосы, следует сказать «нет» и показать, как мягко их погладить. Такие проверки будут повторяться, потому что ребёнок забывает от одного раза к другому.
Они не понимают, что они сделали, поэтому наказание или использование негативных последствий для детей не действуют. Им нужна тёплая, любящая забота, чтобы они ощущали себя в безопасности.
Ранние малыши (от одного года до двух лет)
На раннем этапе малыша нормальным и необходимым для малышей экспериментировать с контролем физического мира и с возможностью реализовать свою собственную волю по сравнению с другими. Следовательно, рекомендуется родительская толерантность. Дисциплинарные вмешательства необходимы для обеспечения безопасности малыша, ограничения агрессии и предотвращения деструктивного поведения. Удаление ребёнка или объекта с формой «Нет» или другое очень краткое словесное объяснение («Нет — выстрел») и перенаправление ребёнка на альтернативный вид деятельности обычно работает. Родитель должен оставаться с ребёнком в такое время, чтобы контролировать и наблюдать за тем, чтобы поведение не повторялось. А также для того, чтобы обеспечить ребёнку любовь.
Ранние малыши очень восприимчивы к опасениям об отказе и не должны удерживаться в тайм-ауте от родителя. Однако иногда родители могут настолько расстроить ребенка, что ему или ей нужен период отдаления от ребенка.
Ранние малыши не достаточно вербальные, чтобы понимать, или зрелы, чтобы отвечать на устные запреты. Поэтому вербальные указания и объяснения являются ненадежными формами дисциплины для ранних малышей.
Пример: малыш хочет играть с разбитым стеклянным предметом на твердом полу кухни. Удалить ребёнка и объект и перенаправить внимание малыша на более подходящую деятельность, например, играть с мячом в другой комнате. Родитель должен оставаться с ребёнком.
С 12 месяцев малыши понимают чуть больше. Они иногда что-то предпринимают, чтобы получить реакцию (бросают пищу или истерят).
В 18 месяцев ребёнок любопытен, бесстрашный, импульсивный, подвижный и невежественный о последствиях своих действий — рецепт неприятностей. Образ 18-месячного ребёнка — это ребёнок, который бежит по коридору от матери, но, глядя через плечо, видит ли она. А затем бежит ещё немного. Хотя он строит словарь и может следовать простым инструкциям, он не может эффективно сообщать о своих потребностях или понимать длительные выговоры. Он может укусить или ударить, чтобы зарегистрировать своё неудовольствие. Или привлечь ваше внимание. Последствия неправильного поведения должны быть незамедлительными. Если вы подождёте 10 минут, чтобы отреагировать, он выиграл.
Поздние малыши (от двух лет до трёх лет)
Продолжается борьба за мастерство, независимость и самоутверждение. Разочарование ребёнка при реализации ограничений в такой борьбе приводит к вспышкам характера. Это не обязательно выражает гнев или умышленное неповиновение. Родители должны иметь эмпатию, осознавая смысл этих проявлений. В то же время продолжать контролировать, устанавливать ограничения и подпрограммы. И иметь реалистичные ожидания в отношении возможностей достижения ребёнка. Знание схемы реакции ребёнка помогает предотвратить ситуации, в которых вспыхивают разочарования. Когда ребёнок восстанавливает контроль, родитель должен дать какое-то простое словесное объяснение и подтверждение. Ребёнок должен быть перенаправлен на какую-либо другую деятельность, желательно вдали от сцены истерики. Малыш не может регулировать поведение, основанное только на устных запретах или указаниях.
Пример: малыш раздражителен в общественном месте. Удалить ребёнка с места неправильного поведения. Держать мягко, пока малыш не получит контроль. Дать краткую устную инструкцию или заверение, сопровождаемое наблюдением и примером.
В возрасте 2 лет ребёнок использует развивающиеся двигательные навыки для проверки пределов путём бега, прыжков, метания и восхождения. Он говорит несколько слов за раз, расстраивается, когда не может наброситься. И он склонен к истерикам. А также эгоистичен и не любит делиться. Люди называют это страшной двойкой, но это действительно «автономная двойка». Последствия должны быть быстрыми, так как 2-летний ребёнок не может охватить время. Но поскольку ему все ещё не хватает контроля за импульсивностью, дать ещё один шанс вскоре после инцидента.
Дошкольники и дети детского сада (от трёх лет до пяти лет)
В возрасте от трёх лет до пяти лет большинство детей могут принять реальность и ограничения. Действовать таким образом, чтобы получить одобрение других, и быть уверенными в себе, в своих непосредственных потребностях. Однако они не усвоили многие правила, доверчивы, и их суждение не всегда звучит правильно. Они нуждаются в хороших поведенческих моделях, после чего формируют собственное поведение. Согласованность должна применяться не только к правилам и действиям основного лица, осуществляющего уход, но и к другим взрослым, которые заботятся о ребёнке.
Уверенность в вербальных правилах возрастает, но ребёнок все же нуждается в надзоре, чтобы выполнять указания и соблюдать безопасность. Тайм-аут может использоваться, если ребёнок теряет контроль. Другими альтернативами являются перенаправление или небольшие последствия сразу после неправильного поведения. Утверждение и похвала — самые сильные мотиваторы хорошего поведения. Лекции не работают хорошо, а некоторые считают их контрпродуктивными.
Пример. Дошкольник рисует на стене карандашами. Использовать тайм-аут, чтобы он мог подумать о неправильном поведении. Подумать об использовании также логических последствий. Например, отбросить карандаши и дать ребёнку очистить беспорядок, чтобы научить отвечать за последствия.
В возрасте 3 лет ребёнок теперь болтун. Он использует язык, чтобы аргументировать свою точку зрения. Поскольку он любит быть с другими детьми и имеет безграничную энергию, ему трудно играть спокойно дома. Возьмите 3-летнего в тренажёрный зал или класс каратэ. Это даст ему социальный контакт, который он жаждет. И пусть он выпустит энергию. В этом возрасте дети нуждаются в любви и еде. Он также знает, что правильно, понимает причину и следствие, и сохраняет информацию в течение нескольких часов. Последствия могут быть отложены для максимального воздействия, а объяснения могут быть более подробными. Например, если он бросит кашу в сестру, напомнить ему о правилах без еды. И объяснить, что если он сделает это снова – последует ответ. Если он продолжит бросать пищу, убрать её от него. Когда он попросит посмотреть телевизор, сказать: «Помнишь, когда мама говорила, чтобы ты не бросал кашу? А ты всё равно сделал. Последствия сегодня – останешься без мультфильма».
С 3 лет дошкольники хорошо уясняют, какое поведение приемлемо, а какое нет. Дошкольники больше времени находятся вне дома (в дошкольных, детских, игровых группах). Поэтому шансов проверить приемлемое социальное поведение у них больше.
Дети школьного возраста (от шести лет до 12 лет)
Возрастающая независимость ребенка может привести к конфликтам. Дети школьного возраста склонны действовать автономно, выбирать свою собственную деятельность и друзей. И в какой-то мере признавать родительские права. Родители должны продолжать контролировать, обеспечивать хорошие модели поведения, постоянно устанавливать правила, а также позволять ребенку становиться все более автономным. Родители должны продолжать принимать важные решения, потому что дети школьного возраста не всегда могут на практике рассуждать и судить.
Хвалу и одобрение использовать либерально, хотя и не чрезмерно, для поощрения хорошего поведения и роста в более зрелом возрасте. Следует поощрять использование соответствующих мотиваторов, например, купить его любимую книгу.
Приемлемые средства дисциплины включают снятие или задержку привилегий, последствий и тайм-аута.
Пример: ребенок уничтожает игрушки. Вместо замены этих игрушек, пусть ребенок узнает логические последствия. Разрушение игрушки приведёт к тому, что игрушки не будут работать.
Дети школьного возраста
Дети школьного возраста могут знать, как вести себя в разных местах — например, в школе, в доме или в библиотеке. Но они все равно нуждаются в вас, чтобы напомнить им о границах и вознаградить их за хорошее поведение.
Подростки (от 13 лет до 18 лет)
Конфликты часто возникают, потому что подросток все больше относится к группе сверстников. Бросает вызов семейным ценностям и правилам, и дистанцируется от родителей. Родители могут справиться с этими проблемами, оставаясь доступными, устанавливая некритические правила, а не принижая подростка. Избегая лекций и прогнозируя катастрофы. Контракт с подростком также является полезным инструментом. Дисциплинарная порка подростков наиболее неуместна.
Несмотря на их сложные взгляды и независимость, многие подростки действительно хотят родительского руководства и одобрения. Родители должны следить за тем, чтобы соблюдались основные правила. И чтобы логические последствия устанавливались и сохранялись в неконфронтационном режиме.
Пример. Подросток вызывающе берет автомобиль и попадает в аварию. Логичным следствием было бы то, что нет машины для езды и что подросток должен помочь оплатить ремонт. Это учит ответственности.
Дисциплина в разном возрасте
Нормальное поведение | Что могут сделать родители | |
Младенец до 1 года |
|
|
Малыш от 1 до 2 лет |
|
|
Старший малыш от 2 до 3 лет |
|
|
Дошкольник от 3 до 5 лет |
|
|
Эффективная дисциплина должна соответствовать возрасту
Не то, подходит ли конкретная форма дисциплины. А нужно переоценить, является ли ваше ожидание поведения ребёнка реалистичным и подходящим для возраста.
Зачем?
Потому что мозгу ребёнка, как и детскому телу, нужно время, чтобы развиваться и расти.
В мыслящем мозге область, названная предлоновой корой, необходима для изучения сложных идей, таких как дисциплина.
Но передняя лобная кора не созревает до трёх лет.
Поэтому дети младше трёх просто не могут понять концепцию дисциплины, по крайней мере, не здоровым образом.
Родителям нужно обеспечить безопасность своего дома, внимательно следить за малышами и перенаправлять внимание детей, если они делают промахи.