Частое плохое поведение ребёнка обескураживает и изнуряет родителей. Они срочно начинают искать пути воздействия. И однажды рука сама непроизвольно опускается на ребёнка. Наказание кажется самым действенным методом воспитания. Но так ли это?
Наказание и дети
Что такое наказание?
Наказание — это один из способов борьбы со сложным поведением у детей. Обычно это не работает само по себе. Если вы решите использовать наказание, это лучше всего сочетается с более позитивными стратегиями.
Наказание — это все, что снижает частоту нежелательного поведения. Теоретически, наказание должно полностью подавлять ненадлежащее поведение, но это редко является фактическим результатом.
Наказание даёт ребёнку негативное последствие, когда он нарушает правило или демонстрирует плохое поведение. Это способ дать понять, что поведение неприемлемо.
Цель наказания состоит в том, чтобы остановить ребёнка от того, что вы не хотите, чтобы он делал. И использовать болезненный или неприятный метод.
Существуют четыре вида наказания
- Физическое наказание. Шлепки, порка, использование ремня или щётки для волос.
- Словесное наказание. Пристыдить, высмеивать, используя жестокие слова, говоря: «Я тебя не люблю».
- Удержание вознаграждений. «Вы не можете смотреть телевизор, если не сделаете домашнее задание».
- Штрафы. «Ты разбил окно, так что тебе придётся платить за это с твоих денег».
Физические и словесные наказания не эффективны. Утаивание награды и штрафные санкции могут быть эффективными или использоваться как наказание — в зависимости от того, как родители управляют ими.
Мягкое или суровое наказание
Важно посмотреть, как родители управляют физическими наказаниями.
Удар по попе — мягкое наказание. Не может причинить никакого физического вреда, но и не помогает ребёнку развить совесть. Вместо этого учит, что физическое насилие — приемлемый способ решения проблем.
Жестокое физическое наказание и словесное оскорбление не могут быть оправданы как способы дисциплинировать детей. Родители обычно шлёпают, когда сердятся. И в этот момент не понимают, как сильно поражают ребёнка. Словесное оскорбление вредит концепции ребёнка.
Телесное наказание
Это причинение физической боли кому-то, кто был осуждён за правонарушения. Большинство родителей, применяющих физическое наказание, делают это в форме шлепков или порки. Очень редко телесные наказания применяются в другой форме. И сегодня существует только очень тонкая грань между тем, что считается телесным наказанием, и тем, что считается жестоким обращением с детьми. Например, в прошлом детей наказывали ремнём. Сегодня эти действия совершенно неуместны и справедливо осуждены.
Родители, применяющие телесные наказания, считают, что учат детей почти павловскому отклику — плохое поведение приносит боль и его следует избегать.
Ряд многолетних исследований показали, что порка (удары открытой ладонью) для исправления или наказания неэффективна в лучшем случае и психологически вредна в худшем случае.
Шлепки повышают риск депрессии, беспокойства, злоупотребления психоактивными веществами и агрессивного поведения в будущем. Опросы и исследования показывают, что до 90 процентов родителей шлёпали своих детей («Я не хочу бить, но это единственный способ заставить их слушать»).
Что нужно, чтобы перенаправить мнение о воспитании?
Поразительно, как быстро одно исследование или статья могут — иногда — менять наши пути. Мы начали размещать младенцев на спине, а не на животе, когда появились намеки на связь (не на доказательство причины), с кровавой смертью. Беременные женщины прекратили есть суши, мягкий сыр, употреблять кофеин и даже глоток алкоголя, только из-за возможности того, что небольшое количество может иметь последствия.
Но в других случаях мы просто не хотим знать.
Ваши родители били вас, и с вами все в порядке? Вероятно, они тоже курили рядом с вами? И они также не заставляли вас надеть ремень безопасности? И потом, откуда вы знаете, что с вами все в порядке? Возможно, если бы ваши родители не били своих детей, вы бы не почувствовали необходимость ударить своего ребёнка?
И подумайте ещё вот о чем. Посадили бы вы в тюрьму незнакомца, если бы он ударил вашего ребёнка на улице? Можно ли навредить ребёнку, потому что он служит вашей непосредственной цели, когда наука показывает, что это может привести к долгосрочному вреду?
Ещё одно исследование рассматривало, как телесные наказания влияют на мозг. Обнаружилось, что у детей, которые его получают, наблюдается снижение познавательной способности по сравнению с другими детьми.
Как мозг ребёнка реагирует на наказание?
Наказание не только философски плохо. На самом деле это вредно для мозга ребёнка.
Родители, вы хотите здоровый мозг для своих детей, верно?
Почему и как наказание плохо для мозга детей?
Наверное, все слышали об известном эксперименте, проведённым российским физиологом Иваном Павловым.
Всякий раз, когда он давал пищу собаке, он также звонил в колокольчик. Собака выделяла слюну. Повторив эту процедуру несколько раз, он просто позвонил в колокол. Теперь колокольчик сам по себе вызвал увеличение слюноотделения собаки.
Этот эксперимент показал, что собака научилась связывать колокольчик с пищей, и было сформировано новое поведение. Это называется классическим обучением. Колокольчик первоначально был нейтральным стимулом, но затем стал условным раздражителем. Слюноотделение было условным ответом.
Основываясь на этом результате, представляется естественным сделать вывод, что если отрицательное последствие связано с нежелательным поведением, собака или даже ребёнок в конечном итоге научится вместо этого принимать желаемое поведение из-за страха отрицательных последствий.
Звучит неплохо, не так ли?
Но применима ли эта теория к человеческим детям?
Да. Но есть ещё кое-что, что связано с человеческим мозгом.
Человеческий мозг
Неврологи считают, что человеческий мозг состоит из трёх областей мозга.
Три области мозга:
Мозг рептилий — контролирует функции организма, такие как дыхание, сердечный ритм, переваривание, борьба или реакция на полет и другие функции выживания без нашего осознанного усилия.
Мозг млекопитающих, также называемый эмоциональным мозгом, несёт ответственность за сильные эмоции. Такие как страх, ярость, беспокойство о разлуке, забота, воспитание и т. д.
Человеческий мозг — также называется мозгом мышления. Именно там происходит обучение, рассуждение, решение проблем, принятие решений или сложное мышление.
Поэтому разница между дисциплиной и наказанием заключается в следующем:
Страх и мозг
Как мозг человека реагирует на страх?
Скажем, вы путешествуете в дикой природе, и внезапно появляется большое животное перед вами. Что бы вы сделали? Вы инстинктивно сделаете шаг назад, не задумываясь.
Затем, при ближайшем рассмотрении, вы заметите, что это всего лишь игривая и дружелюбная собака. Поэтому вы расслабляетесь после принятия этого осознанного суждения.
Вот что происходит в вашем мозгу:
Опасность вызывает тревогу (и страх) в нашем эмоциональном мозгу, не пройдя сначала мыслящий мозг.
Потому что, когда вы в опасности, вы не можете позволить себе думать!
Гормон стресса, кортизол, высвобождается, чтобы заставить организм сопротивляться или ускользнуть (или прыгнуть назад) быстро.
Это называется боевым механизмом.
Всё это происходит автоматически, если мы не будем думать о том, что делать дальше. Этот механизм ценен для выживания человека.
Давайте свяжем все это вместе.
Наказание и мозг
Наказание — это принудительная дисциплина, основанная на страхе.
И частый страх не хорош для мозгов.
Любопытны маленькие дети, особенно малыши и дошкольники.
Они амбициозны и бесстрашны. Но мало знают о безопасности.
Они не понимают, почему должны вести себя определённым образом.
И не следуют тому, что хорошо.
Таким образом, многие родители прибегают к использованию страха или принудительных мер, таких как телесные наказания, тайм-аут в дисциплине.
Дети часто сталкиваются с проблемами, и поэтому в таком доме детям угрожает опасность наказания.
Родители надеются, что страх будет обусловливать ребёнка отказаться от нежелательного поведения и принять нужный выбор. Это очень похоже на собаку, которую приучили принять новое поведение.
Как страх влияет на мозг ребёнка
Когда задействован механизм боя или полёта, эмоциональный мозг берет верх, а мыслящий мозг переходит в автономный режим.
Если событие опасно для жизни или вызывает сильный страх, специальная память создаётся и хранится отдельно от нормальной памяти.
Этот тип специальной памяти выгравирован в нашем мозгу и заставляет чувствовать себя несчастными, чтобы избежать этого в будущем.
Таким образом, страх действительно может заставить изменить наше поведение.
Психические расстройства
Этот тип страшной условной памяти лежит в основе психических расстройств, таких как депрессия, беспокойство и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) позже в жизни.
Поскольку создание этой специальной памяти (и её отзыв) не нуждается в разрешении от нашего мыслящего мозга, трудно избежать вредных психических эффектов.
Для родителей суровое наказание не кажется ситуацией жизни и смерти, которая приводит к сильному страху.
Если на вас закричат или ударят, вы сможете быстро восстановиться.
Вы можете пригласить друзей, отвлечься от других действий или перестать снова видеть этого человека.
Ваш мир полон вариантов.
Но для детей, особенно для маленьких, родители — это весь их мир. Родители — основные или единственные поставщики продуктов питания, безопасности и других потребностей.
У детей нет выбора, когда речь идёт о выборе собственных родителей.
Речь идёт о выживании. Для них это жизнь или смерть.
И давайте не будем забывать, с точки зрения ребёнка взрослые огромны физически, почти как гиганты.
Для детей жестокое обращение со стороны родителей может и часто ощущается как опасный для жизни опыт.
Повышенный уровень гормонов
Когда страх часто проявляется, хронический повышенный уровень гормона стресса вызовет серьёзные проблемы со здоровьем в долгосрочной перспективе — усадка мозга, приводящая к проблемам памяти и обучения, подавленной иммунной системе, гипертонии, депрессии и тревожному расстройству.
Эмоциональная дисрегуляция
Страх — не единственная эмоция, которая может привести к тому, что мыслящий мозг станет отключённым. Другие типы стресса, такие как гнев или ярость, тоже могут.
Поскольку ребёнок часто наказывается (или угрожают наказанием), он постоянно находится в тревожном состоянии. Реакция на удар быстро наступает, даже когда они сталкиваются с лёгким расстройством.
Когда это происходит, эмоциональный мозг становится ответственным без участия мыслящего мозга.
Ребёнок может эмоционально реагировать, действуя неконтролируемыми вспышками.
Они не могут получить доступ к своим мыслящим мозгам.
Они не могут эффективно регулировать эмоции.
Действительно, исследования показывают, что если стиль воспитания суров или наказание является преобладающим типом дисциплины, дети демонстрируют более слабую эмоциональную регуляцию и более импульсивное агрессивное поведение.
Эмоциональное регулирование и самоконтроль — одни из самых важных навыков, которые должны изучать маленькие дети. Влияние родителей на способность ребёнка приобретать эти навыки имеет первостепенное значение.
Ребёнок также учится модулировать эмоции, настраиваясь и наблюдая реакцию родителей.
Ослабленное эмоциональное развитие
Дети, которые физически наказываются, ослаблены эмоционально. Дети, подвергающиеся устному или физическому насилию, чаще проявляют психологические нарушения. Физическое наказание, которое считается жестоким обращением с детьми, приводит к низкой самооценке, повреждению головного мозга, нарушениям внимания и злоупотреблению психоактивными веществами. Это приводит к плохим социальным навыкам, тревоге и депрессии, когда дети достигают совершеннолетия.
Если родители жестоки, когда ребёнок совершает ошибку, он учится быть суровым, когда другие совершают ошибки.
Эмоция также заразительна.
Окружающая среда, основанная на наказании, вызывает постоянные негативные эмоции у детей. Что ещё более усложняет детям возможность учиться самоконтролю.
Двунаправленное влияние
Иногда наказание может создать самопровозглашаемое пророчество.
В то время как отрицательное поведение ребёнка приводит к отрицательному ответу родителей, карательная реакция родителей также приводит к усилению внешнего поведения ребёнка.
Воздействие двунаправленно.
Поведение ребёнка и ответы родителей питаются друг от друга. И переходят в более тяжкие карательные наказания.
В конце концов, наказания перерастают в злоупотребления.
Внешний вид поведения
Многочисленные исследования показали, что жестокие или карательные наказания, особенно в форме физического наказания, приведут к будущей агрессии у детей. Хотя это может сдержать отрицательное поведение в данный момент.
Агрессия у детей
Физическое наказание моделирует агрессию для детей. Дети не всегда понимают разницу между неприемлемой физической агрессией, за которую они подвергаются наказанию (например, ударами и толчками), а также физической агрессией, которую они получают в качестве наказания.
Карательные наказания также связаны с оппозиционным дебиантным расстройством.
Физическое насилие
Подростки, которые получают физическое наказание, в три раза чаще злоупотребляют своими детьми, став взрослыми. Исследование показало, что 7 процентов подростков, которых никогда не шлёпали, вырастая, злоупотребляют наказанием своих детей. По сравнению с 24 процентами тех, к кому в детстве применяли. Физическое насилие учит детей, что хорошо обижать людей. И это заставляет их поверить, что вы решаете проблемы, ударяя. Эти дети несут этот способ мышления во взрослую жизнь, заставляя их бить супруга или детей. Однако, подавляющее большинство людей, независимо от того, получали ли они физическое наказание, вряд ли будут злоупотреблять своими детьми.
Хулиганы и / или жертвы
Дети, подвергшиеся жестокому наказанию, могут стать хулиганами или жертвами самих хулиганов.
Некоторые дети также проявляют разрушительные поведенческие проблемы по мере их роста.
Когда родители пытаются изменить поведение путём страха, они моделируют, как использовать превосходные позиции или силы для запугивания. Они также нормализуют оскорбительное поведение.
Когда эти дети ходят в школу, некоторые учатся делать то же самое с другими детьми, которые слабее, чем они.
Некоторые становятся жертвами самих хулиганов, потому что действия их родителей показали им, что такое поведение приемлемо.
Иногда поведение родителей также заставляет детей чувствовать себя бессильными изменить ситуацию.
Ухудшение обучения
Исследование выявило взаимосвязь между карательной дисциплиной и учёбой.
Исследователи обнаружили, что в семьях, использующих карательную дисциплину (наказание, лекция или ограничение деятельности), дети имеют низкие достижения в учёбе. По сравнению с семьями, в которых тёплые отношения. И в которых используются разъяснения для воспитания детей.
Нарушение когнитивного развития
Физическое наказание оказывает влияние на когнитивное развитие. В исследовании было показано, что дети, которых в детстве шлёпали, отставали от уровня познавательного развития, ожидаемого для их возраста. Это может даже снизить IQ. Порка уменьшает серое вещество головного мозга ребёнка, что имеет решающее значение, поскольку оно влияет на способности к обучению.
Почему наказание не работает
Цепь психологических событий, которая ведёт к развитию дисциплинированного ребёнка, является сложным процессом.
Классическое кондиционирование, которое работает для собак, просто не работает для человека.
К сожалению, карательные наказания распространены, потому что родители часто получают немедленное поведенческое изменение, которое хотят. Поэтому они ошибочно полагают, что это «работает». Но вскоре узнают, что это не в долгосрочной перспективе.
Использование суровых наказаний для детей, страдающих от страха, в лучшем случае неэффективно и вредно в худшем случае.
Даже когда кажется, что это работает, ребёнок платит высокую цену.
Причины, почему наказание не действует
Физическое наказание обычно не работает по нескольким причинам.
- Во-первых, это заставляет ребёнка ненавидеть себя и других. Физическое наказание заставляет ребёнка думать, что с ним должно быть что-то ужасно неправильное, чтобы к нему относились так плохо. Если дети думают, что они «плохие», тогда они будут действовать «плохо». Формируется порочный круг. Ребёнок, к которому относились жестоко, не имеет оснований быть добрым. Или он может быть хорош только для того, чтобы не быть наказанным и не учиться быть хорошим, потому что он считает, что это правильно.
- Дети, которые были отшлёпаны, чувствуют, что они заплатили за их проступок и могут снова ошибаться. Другими словами, шлёпанье освобождает ребёнка от чувства раскаяния, которое необходимо для предотвращения будущих неудач.
- Родители, применяющие телесные наказания, служат примером использования насилия для решения проблем или разрешения конфликтов. Дети имитируют поведение своих родителей. Когда родители используют физическое наказание, дети чаще используют насильственные действия для урегулирования своих конфликтов с другими.
- Другим недостатком физического наказания является то, что родители должны находить другие методы дисциплины, когда ребёнок становится таким же высоким и сильным, как и родитель! Почему бы не начать использовать эффективные методы дисциплины, когда ребёнок маленький?
Свидетельства очевидны и убедительны: наказание не играет никакой полезной роли в воспитании детей и создаёт только риски для развития. Вывод столь же убедителен: родителям рекомендуют разработать альтернативные и позитивные подходы к дисциплине.
Эффективная дисциплина опирается на ясные и соответствующие возрасту ожидания, передаваемые в доверительных отношениях и в безопасной среде.
Эффект наказания
К сожалению, наказание эффективно только для сдерживания ненадлежащего поведения, поскольку вызывает у детей опасения. Дети опасаются за своё имущество (может быть отнято), привилегии (отменены), предпочтения (использованы против них) и даже безопасность и благополучие (если они обычно причиняют боль или вред от имени наказания).
Дети не обязательно понимают, почему их поведение было неправильным, или как их поведение отрицательно повлияло на других. Напротив, влияние дисциплины на детей часто является повышенным чувством ответственности, уверенностью в себе и способностью отличать соответствующее от ненадлежащего поведения.
Наказание или преднамеренное причинение неприятностей тому, кто, как считается, совершил ошибку, очень заманчивы для некоторых родителей. В разгар момента легко попасть в ловушку, чтобы ребёнок плохо себя почувствовал в ответ на их собственное плохое поведение. Однако наказание не учит ребёнка ничему, кроме того, что хорошо причинять боль другим. Вместо этого родители должны стремиться дисциплинировать детей, чтобы помочь им улучшить себя и своё поведение.